Kino

Каталог экстремального кино

Начало

Интересные факты о фильме "Гараж"

10 марта 1980 года увидел свет фильм Эльдара Рязанова "Гараж". Этот фильм быстрыми темпами вошёл в классику советских фильмов и до сих пор остается комедией, которые многие из нас помнят и знают наизусть.

Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.

Идею фильма режиссеру подбросила сама жизнь. Побывав на заседании настоящего гаражного кооператива сотрудников Мосфильма, Рязанов был настолько потрясен, что не смог не отразить увиденное и пережитое в сценарии.

Много лет спустя, в своей книге "Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги" Рязанов писал: "Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц".

Много лет спустя, в своей книге "Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги" Рязанов писал: "Я приехал домой после собрания как оглушенный, ведь среди присутствующих было много моих знакомых, которых я считал порядочными. Но там я увидел сборище людей, лишенных совести, забывших о справедливости, людей равнодушных и трусливых. Как будто вдруг спали маски благопристойности, обнажив уродливость лиц".

Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме – поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось "добровольно-принудительно" лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.

Однако еще больше расстроила режиссера собственная реакция на реальные события, аналогичные разворачивающимся в фильме – поддавшись коллективному настрою, он не заступился за тех, кому пришлось "добровольно-принудительно" лишиться заветных гаражей. Так в фильме появился персонаж профессора Смирновского, олицетворяющий самого Рязанова, совесть которого хоть и ближе к концу фильма, но все-таки заговорила.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в "Гараже" играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки "несчастливый билет". Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в "Гараже" играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки "несчастливый билет". Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в "Гараже" играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки "несчастливый билет". Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

Помимо этого, сам Эльдар Рязанов, как и некоторые его коллеги-режиссеры любящий сниматься в своих фильмах в эпизодических ролях, в "Гараже" играет начальника отдела насекомых, который проспал все собрание на чучеле бегемота и в итоге получил таки "несчастливый билет". Так режиссер как бы наказал самого себя за слабость, проявленную на настоящем собрании.

В качестве идеи для декораций к "Гаражу" был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ "Охраны животных от окружающей среды". Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма. Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что "картинку" фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.

В качестве идеи для декораций к "Гаражу" был выбран зоологический музей, превратившийся в НИИ "Охраны животных от окружающей среды". Однако сами съемки проходили не в настоящем музее, а в павильоне Мосфильма. Также многие считают, что чучела животных намекают на не совсем человеческое поведение героев картины, хотя основная причина такого выбора все же состоит в том, что Рязанов понимал, что "картинку" фильма, все действие которого происходит в одном замкнутом помещении, надо как-то разнообразить.

Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме – все сцены "Гаража" снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли. А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально "отпрашивать" из театров – максимум на месяц.

Работа над фильмом шла в довольно необычном режиме – все сцены "Гаража" снимали в хронологическом порядке, а съемочный период длился всего 24 дня. Для того чтобы уложиться в такие сроки, снимали одновременно тремя камерами, и актерам, которые никогда не знали, кто из них в итоге окажется на первом плане, приходилось постоянно играть в полную силу, ни на минуту не выходя из роли. А происходило все это потому, что Рязанов традиционно хотел снимать только лучших актеров, которых надо было буквально "отпрашивать" из театров – максимум на месяц.

Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.

Актеров Рязанов старался подбирать так, чтобы они и в жизни были похожи на своих героев. Например, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой он писал специально под Лию Ахеджакову, зная о свойственном ей обостренном чувстве справедливости. Правда, это даже немного напугало в то время только начинавшую набирать популярность актрису.

А вот Валентин Гафт, напротив, попал в "Гараж" совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актера – Валентин – в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике. И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.

А вот Валентин Гафт, напротив, попал в "Гараж" совершенно случайно. Хотя председателя правления кооператива и звали так же, как актера – Валентин – в этой роли Рязанов изначально видел Александра Ширвиндта, который на роль утвердился, но, к сожалению, так и не смог найти время для фильма в плотном театральном графике. И только когда съемки уже начались, Лия Ахеджакова предложила Рязанову обратить внимание на Гафта, по счастливой случайности снимавшегося в это время в соседнем павильоне Мосфильма.

Кстати, это не единственная "счастливая случайность", связанная с актерами "Гаража". Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал. Но и на этом везение не заканчивается – именно на съемочной площадке "Гаража" Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт – женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках "Гаража". В 1996 году актеры поженились.

Кстати, это не единственная "счастливая случайность", связанная с актерами "Гаража". Ольга Остроумова, игравшая дочку профессора Смирновского, случайно зашла к Рязанову в поисках кого-нибудь, кто мог бы помочь ей устроить ребенка в детский сад. С детским садом режиссер помочь не смог, а вот роль в фильме, после которой карьера актрисы пошла вверх, дал. Но и на этом везение не заканчивается – именно на съемочной площадке "Гаража" Гафт и Остроумова нашли… друг друга! Правда, Ольга в то время была замужем за Михаилом Левитиным, а сам Гафт – женат на балерине Инне Елисеевой. И только спустя 20 лет, пригласив Ольгу на свидание, он признался, что влюбился в нее еще тогда, на съемках "Гаража". В 1996 году актеры поженились.

Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в "Гараже" досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру.  Дело в том, что еще за несколько лет до съемок "Гаража" Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова "У природы нет плохой погоды…", ставших словами к песне из "Служебного романа". Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

Интересная история связана и с Андреем Мягковым, которому в "Гараже" досталась роль лаборанта Хвостова, напрочь лишенного голоса. Сам Рязанов признавался, что таким образом решил отомстить актеру. Дело в том, что еще за несколько лет до съемок "Гаража" Мягков имел неосторожность нелестно отозваться о стихах Рязанова "У природы нет плохой погоды…", ставших словами к песне из "Служебного романа". Режиссер предпочел скрыть свое авторство, выдав сочинение за произведение английского поэта Уильяма Блейка. Всем стихи понравились, а вот Мягков решил, что они недостаточно изящны, за что в следующем фильме Рязанова и поплатился голосом.

Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в "Гараже". Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова – Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой "антисоветский" фильм сможет вообще выйти на экраны.

Несмотря на невероятную харизму и дар убеждения Рязанова, нашлись и актеры, наотрез отказавшиеся от ролей в "Гараже". Так, Алла Демидова не захотела играть хамоватую директрису рынка Кушакову (эта роль в итоге досталась жене Мягкова – Анастасии Вознесенской), а Вячеслав Тихонов не захотел играть профессора Смирновского, потому что не верил, что такой "антисоветский" фильм сможет вообще выйти на экраны.

Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что "Гараж" показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут "Гаражу" неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что "Гараж" как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии. Публика приняла картину "на ура" – еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной "Гараж" очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера. "Мне бы очень хотелось, чтобы "Гараж", который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее", — признается Эльдар Рязанов. – "Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! – "Гараж" по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…"

Впрочем, такие опасения возникли не только у Тихонова. Сам Рязанов понимал, что "Гараж" показывает советское общество далеко не в самом приглядном свете. И уверенности в том, что картина сможет пройти процедуру сдачи в Госкино, не было ни у кого. Но тут "Гаражу" неожиданно повезло. Буквально накануне сдачи картины состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. И оказалось, что "Гараж" как раз как нельзя лучше отвечает на новый призыв партии. Публика приняла картину "на ура" – еще бы, такой звездный состав актеров и нетривиальный для того времени сюжет! Но были и другие мнения. Например, исполнительнице роли заместителя директора НИИ Ие Саввиной "Гараж" очень не понравился, о чем она, не стесняясь в выражениях, сообщила Рязанову прямо на премьере, глубоко обидев режиссера. "Мне бы очень хотелось, чтобы "Гараж", который сфокусировал наши недостатки, устарел как можно скорее", — признается Эльдар Рязанов. – "Здесь мои гражданские чувства преобладают над эмоциями художника, для которого естественно желание, чтобы его творение жило как можно дольше. Но — увы! – "Гараж" по-прежнему зеркало нашей неприглядной жизни…"

Предыдущее Следующее

Избранные кадры из фильмов

В фотогалерею включены кадры из наших кинофильмов разных времен